Положение трудящихся ОАО «МАЗ»

    Морозова Елена Николаевна, слушательница 2 отделения

Как мы уже писали ранее, ОАО “МАЗ” ­­-– крупнейшее государственное предприятие Республики Беларусь, единственный из заводов в странах СНГ, обеспечивающий выпуск как  автомобильной, так и прицепной, пассажирской, специальной техники, автокранов, машинокомплектов автотехники, запасных частей.

Продукция ОАО “МАЗ” широко известна в СНГ и странах дальнего зарубежья. После разрушения Советского Союза и перехода на капиталистические рельсы предприятие смогло выжить и возобновить поставки  своей продукции. Сейчас автомобили МАЗ поставляются более, чем в 45 стран мира. Основные покупатели продукции предприятия – это Российская Федерация и Украина.

 

Экспорт автотехники ОАО «МАЗ»* (в % от объема реализации в натуральном выражении)

Структура экспорта по регионам (%) 2015 2016 2017
Российская Федерация 38,8 56,4 53,2
Украина 8,8 8,4 17,0
другие страны СНГ 7,8 5,2 2,9
страны дальнего зарубежья 5,6 6,8 4,0
          Итого 60,9 76,8 77,0

 

Доля ОАО «МАЗ» на рынке Республики Беларусь* (по видам техники)

Вид продукции     2016     2017 2018
Грузовые автомобили массой свыше 5 т 45,5% 33,2% 33,8%
Автобусы 64,8% 73,3% 72,3%
Прицепная техника 26,4% 14,4% 13,9%

 

*- по оценке маркетинговой службы ОАО «МАЗ» с учетом данных по импорту, представленных РУП «ИВЦ Национального статистического комитета Республики Беларусь»

 

Доля ОАО «МАЗ» на рынке Российской Федерации (по видам техники)

Вид продукции     2016     2017 2018
Грузовые автомобили массой свыше 3,5 т* 6,2% 4,9% 5,1%
Автобусы** 7,4% 2,4% 4,2%
Прицепная техника*** 4,3% 2,4% 1,9%

 

*- по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»

**- по оценке маркетинговой службы ОАО «МАЗ» с учетом данных по импорту, представленных Федеральной таможенной службой России

***- по данным ООО «ЭВИТОС-Автомобильный Консалтинг и Маркетинг»

 

Доля ОАО «МАЗ» на рынке Украины* (по видам техники)

 

Вид продукции 2016 год 2017 год 2018 год
Грузовые автомобили массой свыше 3,6 т 15,0% 19,8% 18,9%
Автобусы 3,4% 12,5% 22,5%

 

*- по данным информационно-аналитической группы «AUTO-Consulting»

Из-за мирового финансового кризиса 2012 года предприятие  с 2013 по 2017 год    находилось в трудном финансовом положении. Если в 2012 году МАЗ выпускал 26 тысяч единиц продукции, то в 2017 году только 9 435 всей автотехники. За это время количество работников завода сократилось с 21,5 тысячи до 15 тысяч человек.

Прошлый 2020 год был самым успешным для МАЗа с 2013 года. Минский автомобильный завод  смог увеличить на 7,1% объем производства. Объем реализованной автотехники по рынку Российской Федерации составил 5275 единиц, что на 592 единицы больше, чем в 2019 году. По сравнению с 2019 годом на рынке Украины продажи продукции МАЗ в 2020 году выросли на 114 единиц по автомобилям и на 91 единицу – по пассажирской технике, включая машкомплекты троллейбусов и автобусов. Реализация этих видов продукции соответственно составила 1012 и 354 единицы. Большим спросом в Украине пользовалась и прицепная техника МАЗ, число проданных единиц которой увеличилось более чем в 2 раза и составило 110 единиц. По итогам 2020 года доля Минского автозавода на рынке новых грузовых автомобилей в Украине составила 21,7 %. По последним сведениям в  первые 3 месяца  2021 года МАЗ стал лидером по продажам грузовой автотехники на рынке Украины, опередив более, чем в 3 раза ближайших конкурентов.

Успешно реализовывалась автотехника МАЗ и в странах дальнего зарубежья, где рост продаж в 2020 году достиг рекордных 324,4% по сравнению с 2019 годом. Основную часть реализации составили продажи грузовых автомобилей, число проданных единиц которых увеличилось более чем в три раза.

В 2020 году валовая прибыль или прибавочная стоимость увеличилась на 13% процентов по сравнению с прошлым годом и составила 192 миллиона 189 тысяч рублей.  Также увеличилась оплата труда работников предприятия в 2020 году на 2%, средняя заработная плата в 2019 году по предприятию равнялась 1 113 рублей.  Среднесписочная численность работников за год сократилась на 212 человек до 15 тысяч 378 человек. И, судя по планам предприятия, в дальнейшем за счет  технического переоснащения производства, численность работников будет сокращаться.

Все вышеописанное является видимой проблемой, но мы, как всегда, копнем глубже. Для того, чтобы разобраться в положении трудящихся Минского автомобильного завода, мы воспользуемся теорией Карла Маркса. Маркс доказал, что в основе капиталистической прибыли лежит присвоение чужого неоплаченного труда.

Чтобы узнать, как на том или ином предприятии эксплуатируют рабочих, нужно рассчитать норму прибавочной стоимости или степень эксплуатации.  Норма прибавочной стоимости или степень эксплуатации показывает, какая часть рабочего времени идет на выработку заработной платы, а какая на прибыль капиталисту. Узнаем же какая норма прибавочной стоимости или степень эксплуатации на Минском автомобильном заводе. Воспользуемся для этого годовым отчетом предприятия за 2020 год..

Валовая прибыль (прибавочная стоимость) в 2020 году равнялась 192 189 тыс. рублей, а оплата труда работников предприятия (переменный капитал) в 2020 году была равна 191 500 тыс. рублей.   Чтобы найти норму прибавочной стоимости или степень эксплуатации, надо разделить валовую прибыль (прибавочная стоимость) на оплату труда рабочих (переменный капитал) 192 189/191 500 =1,00 или 100%. Рассчитанный параметр 1 означает, что на каждый заработанный рубль работника приходится 1 рубль  собственнику средств производства. Для расчета рабочего времени мы, соответственно, берем то же соотношение 1:1, т.е. всё рабочее время состоит из времени, когда рабочий работает на себя и на нанимателя 1+1=2. Соответственно коэффициент для расчета соотношения рабочего времени на себя и работодателя составит 1/2 или 0,5. Данный коэффициент показывает, что 50% рабочего времени рабочий затрачивает на отбивание собственной зарплаты, а все остальное достается собственнику средств производства. Умножаем данный коэффициент на 8 часов рабочего времени и получаем 4. Таким образом, рабочий трудится на себя 4 часа, а все остальное время — 4 часа   — уже безвозмездно на собственника средств производства. В статье про Положение трудящихся ОАО “Беларуськалий” мы более подробно описали методику Карла Маркса для расчета нормы прибавочной стоимости или степень эксплуатации.

Попробуем проиллюстрировать наши расчеты. (Пример взят из введения Ф.Энгельса к брошюре для рабочих К. Маркса “Наёмный труд и капитал”) В настоящее время мы живём при господстве капиталистического производства, при котором многочисленный класс населения может жить лишь в том случае, если он за заработную плату работает для владельцев средств производства — орудий, машин, сырья и средств существования.

И вот наш рабочий МАЗа предоставляет в распоряжения капиталиста на определенное время (при подённой работе) или для определенной работы (при сдельной заработной плате) свою рабочую силу за определенное вознаграждение.

Это определенное вознаграждение есть заработная плата – денежное выражение стоимости рабочей силы. Которая включает в себя сумму средств существования, необходимых для того, чтобы сделать рабочего трудоспособным, сохранить его трудоспособность, обучить и при его выходе из строя вследствие старости, болезни или смерти заменить его новым рабочим.

Что же происходит после того, как рабочий продал капиталисту свою рабочию силу, т.е. за заранее условленную заработную плату – повременную или сдельную – предоставил ее в его распоряжение? Капиталист ведёт его на завод, где уже имеются наготове все необходимые для работы предметы: сырье, вспомогательные материалы, орудия, машины. Здесь рабочий начинает работать. Исходя из расчетов, средняя ежедневная плата работника МАЗа в 2020 году составляла 57 рублей. Причем совершенно безразлично, получал ли он их поденно или сдельно. В продолжении 8 часов рабочий прибавлял своим трудом к израсходованному сырью, изнашиванию машин стоимость в 114 рублей, которую капиталист реализует при продаже готового продукта. Из них он платит 57 рублей рабочему, а остальные 57 рублей оставляет себе. Но если рабочий в продолжение 8 часов производит стоимость в 114 рублей, то в 4 часа он создает 57 рублей. Следовательно, он сполна возместил капиталисту стоимость заключающихся в заработной плате 57 рублей, проработав на него 4 часа. После 4 часов труда оба квиты, ни один из них не должен другому ни гроша.

“Стой! — кричит капиталист. — Я нанял рабочего на целый день, на 8 часов. А 4 часа – это только половина дня. Живей же, опять за работу, пока не пройдут и остальные 4 часа – только тогда мы будем квиты!”

И рабочий МАЗа должен подчиниться своему “добровольно” заключенному договору, по которому он обязан за продукт труда, стоящий 4 рабочих часов, работать полных 8 часов.

То же самое происходит при поштучной оплате. Предположим, что наш рабочий в 8 часов изготавливает 8 штук товара. На каждую штуку тратится сырье и изнашивание машин 350 рублей, а продаётся она за 364 рублей 25 копеек. Тогда капиталист при прежних предложениях будет давать рабочему за штуку 7 рублей 13 копеек. За 8 штук это составит 57 рублей. Чтобы заработать их, рабочий должен работать 8 часов. Но капиталист получает за 8 штук 2 914 рублей. За вычетом стоимости сырья и изнашивания, составляющей 2 800 рублей остаётся 114 рублей, из которых он платит 57 рублей заработной платы, а 57 рублей забирает себе, точно так же как и выше. И здесь рабочий работает 4 часа для себя, т.е. за возмещение своей платы, (в каждый из 8 часов по получасу), 4 часа на капиталиста.

И таков хозяйственный строй современного капиталистического общества: один только рабочий класс производит все стоимости. Но эти произведённые стоимости не принадлежат рабочим. Они принадлежат собственникам сырья машин и орудий, а также и тех авансируемых средств, которые дают возможность этим собственникам покупать рабочую силу рабочего класса. По данным банка Credit Suisse, в отчете о мировом богатстве, на конец 2019 года в руках долларовых миллионеров — 1% взрослого населения земли, сосредоточено 43,4% мирового богатства, а 54%  взрослого населения земли имеет годовые доходы менее 10 000 долларов США и в их распоряжении находится только 1,4% мирового богатства.  Из всей массы произведенных рабочим классом продуктов рабочий  получает только часть. А, как мы только что видели, другая часть, которую класс капиталистов удерживает в своих руках и которой ему приходится делиться с банковским и торговым капиталом, эта часть с каждым новым изобретением и открытием становится все больше, между тем как часть, выпадающая на долю рабочего класса (по расчету на душу), либо весьма медленно увеличивается, либо вовсе не увеличивается, а при известных условиях даже падает. Как в нашем случае с рабочими Минского автомобильного завода — заработная плата в 2020 году увеличилась на  2% при росте потребительских цен в 2020 году на 7,1% т.е. на 5,2% реальное содержание заработной платы у работников завода уменьшилось. Зарплата в 1 113 рублей (2019 год) явно не дотягивает до стоимости рабочей силы, которая  определяется стоимостью суммы жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочего и членов его семьи. Это значит, что семья рабочего должна быть обеспечена средствами удовлетворения жизненных потребностей — пищей, одеждой, жильем, получать хорошее медицинское обслуживание и образование.

С каждым днем с неслыханным размахом возрастает производительность человеческого труда из-за постоянно опережающих друг друга новых открытий и изобретений. Растет противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Что в итоге приведёт к конфликту, в котором должно погибнуть современное капиталистическое хозяйство. Так, по данным из доклада ООН по использованию продовольственных ресурсов утверждается, что около трети всех пищевых продуктов, производимых в мире, не используется по назначению, в то время, как два миллиарда человек лишены постоянного доступа к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, и количество голодающих в мире продолжает расти.  На одной стороне неизмеримые богатства и излишек продуктов, далеко превышающий спрос покупателей. На другой часть общества, лишенная возможности присваивать излишек этой продукции и вынужденная еле сводить концы с концами. Это состояние с каждым днём становится все более нелепым и все более ненужным. Оно должно быть устранено и оно может быть устранено. Возможен новый общественный строй, при котором исчезнут современные классовые различия. Не будет различия между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда. При этом общественном строе средства к существованию, к наслаждению, к развитию и использованию всех телесных и духовных способностей станут равным достоянием всех во все возрастающей полноте. Это станет возможным благодаря планомерному использованию и дальнейшему развитию уже существующих огромных производительных сил всех членов общества, при одинаковой обязанности для всех трудиться.

Вы хотите глубже понять окружающую действительность? Не хотите быть разменной монетой в руках тех, кто имеет в руках капиталы и может управлять информационными ресурсами – записывайтесь в Красный университет или к нам в кружки!

https://vk.com/im?sel=-175449958

Также хотим напомнить, что у нас есть и другие статьи по предприятиям Беларуси, ознакомиться с которыми можно по следующим ссылкам:

1) ОАО «Беларуськалий» часть 1 — https://vk.com/@res_publica_2019-polozhenie-trudyaschihsya-na-oao-belaruskalii

2) ОАО «Беларуськалий» часть 2 — https://vk.com/@res_publica_2019-oao-belaruskalii-chast-2

3) ОАО «МТЗ» часть 1 — https://vk.com/@res_publica_2019-polozhenie-trudyaschihsya-na-oao-mtz

4) ОАО «МТЗ» часть 2 — https://vk.com/@res_publica_2019-polozhenie-trudyaschihsya-na-oao-minskii-traktornyi-zavod-ch

5) ОАО «Гродно Азот» часть 1 — https://vk.com/@res_publica_2019-polozhenie-trudyaschihsya-oao-grodno-azot

6) ОАО «Гродно Азот» часть 2 — https://vk.com/@res_publica_2019-polozhenie-trudyaschihsya-na-oao-grodno-azot-chast-2

7) ОАО «МАЗ» часть 1 — https://vk.com/@res_publica_2019-polozhenie-trudyaschihsya-oao-maz-chast-1

ru_RUРусский
lvLatviešu valoda ru_RUРусский