ЛЕНИНСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

ЗОЛОТОВ Александр Владимирович,
доктор экономических наук, профессор,
действительный член Петровской академии наук и искусств


В последние годы в России и за рубежом много говорится и пишется о принципе «обучения в течение всей жизни». Необходимость такого обучения обоснованно связывается с осуществлением научено-технического прогресса, требующего постоянного обновления знаний и умений работников.

В практике современного капитализма подобное требование реализуется в повышении образовательного уровня молодого поколения. Так, в экономически развитых странах преобладающая часть молодежи охвачена обучением в колледжах и университетах. Получает развернутый и систематический характер повышение квалификации, в первую очередь, работников умственного труда. Все это способствует развитию большинства членов общества.

Отмечая позитивный характер данной тенденции, следует подчеркнуть, что она остается подчиненной воспроизводству деления общества на классы. Так, люди с высшим образованием в подавляющем большинстве остаются изолированными от выполнения непосредственно производительного труда. Доля таких работников в общей численности занятых неуклонно возрастает и существенно превышает долю промышленного рабочего класса. С другой стороны, рабочие имеют, в среднем, более низкий образовательный уровень. Существующая продолжительность рабочего дня — 8 часов — и платность образовательных услуг препятствуют массовому доступу рабочих к дополнительному образованию.

В некоторых развитых странах в колледжах и университетах реализуются программы, предусматривающие совмещение теоретического обучения с работой на предприятиях. Налицо — тенденция к сочетанию образования и производительного труда в деятельности членов общества. Эта практика, однако, в рамках трудового стажа остается эпизодом, так что закрепление больших групп людей за экономически неоднородными видами труда остается доминирующим.

В результате плоды повышения производительности труда рабочего класса во все возрастающей мере присваиваются нерабочими, на потребности которых преимущественно ориентируется и сфера образования. Такое положение тормозит социально-экономический прогресс.

В отличие от подобного «обучения в течение всей жизни», В.И. Ленин связывал образование с уничтожением старого разделения труда и обеспечением полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества. Владимир Ильич писал о перспективе «переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют всё делать».[1] Осуществление такой перспективы требует соответствующей ориентации всех звеньев системы образования, начиная со школы, которая, по мысли В.И. Ленина, призвана стать орудием «полного уничтожения деления общества на классы»[2]. Для этого школа должна была стать трудовой, «проводящей тесную связь обучения с общественно производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества»[3].

В.И. Ленин предостерегал от превращения профессионального обучения в ремесленничество, то есть в подготовку людей, социально-экономически закрепленных за узким видом трудовой деятельности. Он требовал «избегать ранней специализации»[4], «расширить во всех профтехшколах общеобразовательные предметы» с тем, чтобы обучающийся имел «широкое общее образование», а также — «политехнический кругозор и основы (начатки) политехнического образования»[5].

По мысли В.И. Ленина, образование не должно было ограничиваться школьным. Он выступал за широкое развитие профессионального образования, связанного с получением общих технических знаний, для лиц от 17-летнего возраста[6]. Очевидно, что речь шла о среднем специальном и высшем образовании.

Если бы систематическое образование завершалось в молодости, то это приводило бы к воспроизводству деления людей на классы, так как у работников, занятых преимущественно производительным трудом, оставалось бы меньше возможностей для свободного развития. Поэтому закономерна постановка В.И. Лениным задачи: «в дальнейшем, при общем увеличении производительности труда, максимальный 6-часовой рабочий день без уменьшения вознаграждения за труд и при обязательстве трудящихся сверх того уделять два часа, без особого вознаграждения, теории ремесла и производства, практическому обучению технике государственного управления и военному искусству»[7].

Реализация поставленной задачи обеспечила бы доступность получения высшего и повседневного послевузовского образования для каждого рабочего, что открыло бы возможность для включения рабочих в выполнение инженерного и управленческого труда. С другой стороны, наличие навыков производительного труда, полученных в школе и вузе, при уменьшении продолжительности рабочих смен позволило бы людям с высшим образованием совмещать свою работу с систематическим осуществлением функций рабочих.

При таком подходе достижение всеобщего высшего образования в сочетании с сокращением рабочего дня в сфере производительного труда и привели бы к «подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать».

Очевидно, что «обучение на протяжении всей жизни» в его нынешней форме, не являясь всеобщим, не распространяясь на большинство рабочих и не охватывая в должной мере всю трудовую жизнь работников, не адекватно прогрессу современных производительных сил. Адекватную форму оно обретет тогда, когда будет осуществляться в соответствии с его ленинским пониманием.

По материалам ежегодной международной научно-практической конференции “Ленин в современном мире” 2016 года.

[SvenSoftSocialShareButtons]


[1] Полн. собр. соч. Т.41, с.33.

[2] Полн. собр. соч. Т. 38, с. 116

[3] Полн. собр. соч. Т. 38, с. 432.

[4] Полн. собр. соч. Т. 42, с. 229.

[5] Полн. собр. соч. Т. 42, с. 230.

[6] Полн. собр. соч. Т. 38, с. 432.

[7] Полн. собр. соч. Т. 38, с. 433.

ru_RUРусский
lvLatviešu valoda ru_RUРусский