КТО ТАКИЕ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛИ “КУЛАКИ”?


К.Ф. Старцева, РПР

Нынешним хозяевам производства выгоден строй, при котором они могут присваивать результаты чужого труда. Поэтому закономерен их страх, что рабочий класс найдёт способ организоваться и стать настоящей политической силой, которая отберёт у них эту возможность. Распространение клеветы и мифов о Революции и Ленине имеет одну цель: не допустить, чтобы рабочие нашли в его работах практическое руководство по установлению и удержанию своей диктатуры.

Одним из наиболее распространённых является миф о “раскулачивании”. В общественном сознании “кулака” представляют как крепкого хозяина, которого большевики преследовали “ни за что”. Некоторые даже полагают, будто Ленин сам ввёл термин “кулак” в народный обиход. Однако толковый словарь В. Даля, вышедший в 1863-1866 гг. (до рождения Ленина в 1870 г.) уже содержит описание “кулака”: “Скупец, скряга… перекупщик… особ. в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обсчётом, обмером” и т. д. Слово это не было пустым ругательством, а отражало реальный тип людей, появившихся с развитием торговли в Российской империи. В дальнейшем, как раскрыто в книге Ленина «Развитие капитализма в России», кулак стал представлять собой сельскохозяйственного капиталиста, эксплуатирующего сельскохозяйственного рабочего — батрака.

Рынок не всегда играл на Руси решающую роль. Во времена крепостной зависимости до XVI – XVII вв господствовало натуральное хозяйство — то есть бо́льшая часть продуктов поступала в потребление не через рынок, т. е. не через обмен. Крестьянская семья сама кормила и одевала себя (а также вотчинника или помещика, изымавшего у нее прибавочный продукт), и только в редких случаях обменивала часть своего продукта на деньги, чтобы обменять их на

другой товар. Однако производство крестьянской семьи осуществлялось примитивными инструментами и занимало слишком много времени при низкой производительности. С развитием кустарных промыслов и фабричного производства возрастание потребления продуктов с рынка стало вопросом времени. Развитие обмена привело к появлению большой группы людей, специализировавшихся на нем — купцов, перекупщиков. В одном их деятельность существенно отличалась от деятельности крестьян и ремесленников: то, что для производителя выглядело как последовательность “товар – деньги – товар”, со стороны перекупщиков выглядело как “деньги – товар – деньги с плюсом”. Таким образом, в руках посредников стала оседать всё большая прибавочная стоимость.

Конечно, отчасти их деятельность по транспортировке продуктов была полезна и необходима. Но очень скоро оказалось, что имея на руках избыток денег, они получили возможность, например, придержать продукт до повышения цен; или, пользуясь тем, что работающий крестьянин порой не мог отвезти продукт на рынок сам, заплатить за него цену гораздо меньшую, чем рыночная, — таким образом посредник присваивал всё большую и большую часть чужого труда. Кроме того, в неурожайные годы такой посредник получал возможность ссуживать крестьян либо под огромные проценты, что вело к кабальной зависимости и, в последствии, к разорению, либо за отработки — и, тратя всё большее время на отработки, крестьяне вынуждены были забрасывать собственное хозяйство.

Таким образом, ненависть к “кулакам” — т. е. к тем, кто приобретал всё большее влияние и состояние за счёт нужды и разорения людей, живших своим трудом, была прямым следствием развития отечественного производства. Подробно о связи кулачества и развития капитализма в нашей стране читайте в работе “Экономическое содержание народничества” (I том ПСС В. И. Ленина).

ru_RUРусский
lvLatviešu valoda ru_RUРусский